История, Организации, Святые
Католики в Санкт-Петербурге
Статистика, Храмы, Подвижники



ИСТОРИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

СВЯТЫЕ








Римско-Kатолическая Церковь МАТЕРИ БОЖИЕЙ ЛУРДСКОЙ

Церковь Лурдской
Божией Матери

Ковенскй пер. д.7
станция метро "Маяковская"

Богослужения:

Будние дни

9.00 Месса (русский яз.)
19.00 Месса (русский яз.)


Воскресные и праздничные дни

9.00 Месса (польский яз.)
10.30 Месса для детей
(во время учебного года)
12.00 Месса (латинский язык)
19.00 Месса (русский язык)

Французы-католики, проживающие в Петербурге, и собиравшиеся на молитву в церковь св.Екатерины на Невском, в конце XIX века решили отделиться от многонациональной (поляки, литовцы, латыши, белорусы) и многочисленной (около 15 тысяч) общины св. Екатерины. В 1898 году МВД Российской Империи и сам Государь выдали разрешение на строительство в столице новой католической церкви для французов.

Для ведения всех хозяйственных и юридических дел немногочисленный (1200 человек) Французский приход выбрал из своей среды двух старост-синдиков - Августа Гютине и Георгия Ложье.

Священника-земляка тоже нашли в своем городе. Тридцатилетний проповедник для французов из церкви св.Екатерины, иеромонах доминиканского ордена Амвросий Кюни согласился возглавить новорожденный приход. Именно в таком составе была оформлена у нотариуса купчая по покупке земельного участка у купца Максимова. За 67 тысяч рублей он продал французам земельный участок с постройками, расположенный в центре города на Ковенском переулке. Одну из построек сразу же приспособили под временную часовню, и молодой настоятель освятил ее во имя Пресвятой Девы Марии. В 1901 году отец Амвросий получил первые метрические книги, а это означало, что его церковь отныне стала приходской.

Для составления проекта новой церкви община решила обратиться к известному архитектору Леонтию Бенуа. Первоначальный проект значительно отличался оттого, что построили через семь лет, однако именно по нему в 1903 году был построен первый этаж церкви, где и стали отправляться Богослужения. На воплощение всего проекта в камне у прихода явно не хватало средств. Начало второго, окончательного, этапа строительства ознаменовалось многими переменами. Отца Амвросия сменил отец Иоанн Амудрю, Леонтий Бенуа взял в помощники молодого архитектора Мариана Перетятковича, строительные фирмы "Батиньоль" и "Железобетон" подарили приходу облицовочный камень и цемент. Перетяткович оперативно переработал проект, и строители не заставили себя долго ждать. Здание церкви построили раньше, чем община успела утвердить измененный проект.

В воскресенье 22 ноября 1909 года епископ Ян Цепляк освятил новую церковь по всем правилам католической церкви во имя Пресвятой Девы Марии. Во время торжественной мессы он произнес проповедь на французском языке. Среди многочисленных гостей находились и представители французского посольства.

Оформление церкви как снаружи, так и внутри было предельно просто и аскетично. По-видимому, община в будущем планировала как-то украсить интерьер, о чем вспоминает и архитектор Леонтий Бенуа: "Церквулька вышла живописною, и когда будут средства, можно будет добавить убранства, особенно внутри, чем достигнем большей камерности". Украшением храма являются: большие морские раковины при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство. К 1917 году в главном алтаре появилась большая икона, написанная академиком живописи Э.Липгартом, на которой были изображены Богородица с младенцем, архангел Михаил и ряд французских святых; в часовне закончена роспись стен и свода.

После пролетарской революции большинство французов вернулось к себе на родину. К 1920 году приход насчитывал около 100 человек. В 1922 году все католические церкви в Петрограде и пригородах были закрыты и опечатаны представителями новой власти. Причина - не подписание договоров, по которым государству переходило в собственность все церковное имущество. Правда, французской церкви несколько "повезло" в отличие от остальных петроградских - она была закрыта не накануне Рождества, а в середине января 1923 года. 7 июня того же года договор был подписан и храм был "распечатан".

В августе 1926 года настоятеля храма посетил высокий гость из Рима. Француз, иезуит, епископ Михаил Д'Эрбиньи легально прибыл в Ленинград из Москвы, чтобы совершить тайное рукоположение в епископский сан Ленинградского прелата Антония Малецкого, а общая задача Д'Эрбиньи состояла в том, чтобы создать новые церковные структуры на территории Советской России. Тайная хиротония произошла в храме на Ковенском 12 августа в часовне Лурдской Богоматери. Одновременно Антоний Малецкий был назначен Апостольским Администратором для Ленинграда. Спустя 9 лет, после того, как Малецкий был вынужден уехать в Польшу, Амудрю был также тайно в Москве хиротонирован в епископы и назначен Апостольским Администратором. Но соответствующие органы довольно быстро догадались о тайном рукоположении и патер Амудрю, епископ, уже в августе 1935 года был вынужден покинуть Советский Союз.

Тридцатитрехлетний отец Флоран стал третьим настоятелем храма. Время служения этого священника совпало с особо тяжелым положением церкви в Ленинграде. Аресты, слежка, расстрелы достигли своего апогея к 1937 году. Только иностранное подданство ограждало настоятеля на Ковенском от всех этих "прелестей" советской действительности. Ленинградские приходы, которые приходилось обслуживать единственному священнику, таяли на глазах. К концу 1938 года храм на Ковенском стал единственным в городе. Через полтора месяца после начала Отечественной войны Правительство Франции в Виши прервало дипломатические отношения с СССР, и гражданин Франции патер Флоран был вынужден покинуть Страну Советов. Вдогонку власти успели обвинить его в шпионаже. Ключи от храма, церковную утварь, свои личные вещи он оставил на хранение семидесятилетней Розе Ивановне Сушаль. Французская подданная, в прошлом гувернантка, учительница французского языка. Она была и председателем двадцатки, и органисткой, и комендантом жилого дома при церкви. Именно она сохранила наш храм в тяжелые военные годы от разграбления, пожаров. По воскресеньям она открывала храм, и люди приходили и молились. Умерла она уже в послевоенном 1947 году и похоронена на Большеохтинском кладбище; к сожалению, могилу ее найти не удалось.

С 1947 года в храме возобновились ежедневные богослужения. Рижским митрополитом А.Стринговичем, по согласованию с государственными органами, был назначен новый настоятель - отец Иосиф Казлас. Несмотря на пенсионный возраст (60 лет), отец Иосиф Казлас энергично взялся за работу.

В церкви были выбиты все стекла, повреждена снарядом колокольня, надо было выполнить большой объем штукатурных, кровельных и малярных работ. В условиях острого дефицита стройматериалов, был произведен первый послевоенный ремонт. Почти с первых лет своей деятельности в Ленинграде отец Иосиф постоянно ставил вопрос у государственных властей о назначении в Ленинград второго священника и возможности приезда из Риги епископа для совершения таинства миропомазания.

Шесть лет надо было терпеливо ждать исполнения этих просьб. Весной 1953 года ушел из жизни его тезка - Иосиф Виссарионович Сталин. И уже с 18 по 24 июня в Ленинград с визитацией прибыл ректор Рижской Духовной Семинарии - епископ Петр Стродс. Епископскую исповедь прошло около 5 тысяч человек, а таинство миропомазания - около 500 человек. В этом же году приехал и помощник - двадцатишестилетний отец Ян Буткевич. К концу того же года был поставлен своеобразный рекорд, который непревзойден и по сегодняшний день - за 1953 год Таинство Крещения приняло 276 человек. С этого года визитации епископа были ежегодными вплоть до 1959 года.

Новый викарий, помощник настоятеля, с первых же месяцев своего служения в Ленинграде активно влился в религиозную жизнь. Коренастый, небольшого роста, обладающий крепким здоровьем хорошего спортсмена (в последствии он проявил себя хорошим лыжником), энергичный, общительный - качества, которые не всегда присущи священнику. Обладая хорошим музыкальным вкусом и сильным приятным голосом (чему способствовала и прекрасная акустика нашей церкви) отец Ян совершал богослужения, полностью погружаясь в молитву. Росло число прихожан, в алтаре и в праздничных процессиях появилось много молодежи. В 1957 году, когда наш город с четырехгодичным опозданием торжественно отмечал свое 250-летие, в нашем храме, впервые, зазвучала органная музыка. В бывшей церкви при евангелической больнице (Литовский проспект, 4) был приобретен орган немецкой фирмы Валкер. Инструмент был в нерабочем состоянии: отсутствовала часть труб, неисправна была клавиатура. Был сделан капитальный ремонт и вместо старой, но достаточно крупной фисгармонии зазвучали трубы органа.

В феврале 1958 года на очередном собрании церковного комитета было решено заменить алтарную икону "Богоматерь и французские святые", а уже в июне епископ Стродс приезжал принимать новую икону в новой золоченой резной раме. Художник Захаров написал икону размером 3х5 метров прямо в храме под названием "Вручение Иисусом Христом ключей от церкви Христовой апостолу св. Петру".

Надо признать, что пятидесятые годы, для католического прихода в Ленинграде за советское время были самыми продуктивными. В кабинете у уполномоченного по делам религий в эти годы даже вставал вопрос о возвращении одного из католических храмов Ленинграда: Святой Екатерины на Невском или Святого Станислава. В 1955 году митрополит Стрингович даже назначил настоятелем церкви Святого Станислава отца Яна Буткевича.

В начале шестидесятых послесталинскую "оттепель" сменили хрущевские "заморозки". И они коснулись, прежде всего, церкви в СССР. К 1963 году категорически запрещалось молодежи (министранты и процессианки) до 16 лет участвовать в богослужениях. В том же году настоятель отец Иосиф отмечал свой "золотой" (50 лет) юбилей священства. Специально из Риги приехал управляющий Рижской митрополией прелат Ю.Вайводс и поздравил юбиляра. Семидесятишестилетний настоятель ушел на покой - стал алтаристом при храме, а приход стал ожидать нового настоятеля. Соответствующие государственные органы не хотели допускать второй ошибки после 53 года, когда в Ленинград приехал Буткевич, и на этот раз выбирали уже они. Приехал пятидесятитрехлетний отец Франц Сидарс.

В сентябре 1965 года после тяжелой болезни умирает бывший настоятель отец Иосиф Казлас. Были торжественные похороны, министранты несли гроб со священником их его квартиры через улицу в храм. Были венки от хористов, министрантов, процессии. Приехали священники из Прибалтики. Приехавшие из Литвы родственники решили похоронить отца Иосифа на родине, в Литве. Приход заказал два автобуса для покойного и желающих проводить его в последний путь.

В мае 1966 года в Ленинград приезжает новый настоятель отец Иосиф Павилонис. Приход, почти единодушно, просил Уполномоченного назначить настоятелем отца Буткевича. Но это предложение органами власти даже не обсуждалось. Отец Ян оставался таким же энергичным и преданным церкви. Ежегодно, как правило, летом, в церкви проходили какие-то преобразования: колонны обработали под искусственный мрамор, приехавшие мастера из Латвии (они имели опыт по ремонту церквей) расписали стены и своды церкви и алтарной части, в отличном состоянии содержался орган. Отец Буткевич всегда находил время на общении как с активом церкви (служащие церкви, хористы, процессианты, министранты), так и с рядовыми прихожанами.

В последнее воскресение июня 1966 года в бывшей французской церкви молился и причащался необычный гость. Президент Франции, генерал де Голль с женой и сыном были встречены на пороге новым настоятелем. Так совпало, что на этой же святой мессе, среди прочих прихожан, молился неприметный студент третьего курса Политехнического института. На другой день у него был экзамен, и поэтому он пришел не на дневную службу, как обычно, а на утреннюю. Звали его Тадеуш Кондрусевич. В одной церкви молились Президент далекой страны и будущий Архиепископ.

В 1981 году церковному комитету с большим трудом удалось отреставрировать интерьер часовни Лурдской Богоматери.

Шли годы. Часть прихожан смирилась с существующим положение дел, или просто забыла, как может быть иначе. Некоторые, наиболее отчаянные, переехали в Прибалтику, а другая часть ежегодно ездила туда, чтобы исповедоваться, венчаться, крестить детей, готовить их к Первому Причастию. Некоторые священники приезжали с ответным визитом: посмотреть город, исповедовать в Великий Пост и даже похоронить. Исповедь, св. Мессы проходила прямо на квартирах.

Конец восьмидесятых в корне стал менять ситуацию в стране и в нашей церкви. Семидесятипятилетний настоятель был очень осмотрительным и ни каких изменений с его стороны ожидать не приходилось. Он ждал новых указаний, законов о месте церкви в обществе. Вновь избранный церковный комитет ждать не стал, а энергично взялся за работу. И хотя "надзиратели" за церковью еще получали свою зарплату, комитетчики почувствовали, что слушая их назидания, можно смело делать свое дело. В первую очередь наша церковь вновь обрела пусть и не громкий, но свой голос - колокольный звон можно было слышать от улицы Жуковского до улицы Некрасова.

Бывшие складские помещения - квартиры викарного и нижний зал храма были расчищены и отремонтированы. Покрашен и притвор церкви. Но главное - была организована воскресная школа с преподавателями - Надеждой Мартынович и Ядвигой Шиманской. К этому времени приехали первые монашенки - сестры Матери Терезы, которые занимались самыми маленькими детьми. Рождество, Пасха, Праздник Первого Причастия - праздники, которые стали отмечаться не только в молитвенном зале, но и в нижнем зале с активным участием детей. На видео-просмотрах прихожане могли посмотреть лучшие художественные религиозные фильмы и видео-репортажи о праздничных богослужениях в соборе св. Петра с участием Папы.

В 1990 году появились помощники у настоятеля - отец Евгений Гейнрихс и отец Людвиг Вишневский из Польши. 29 июня 1991 года прихожане храма впервые встретились со своим Архипастырем Тадеушем Кондрусевичем. В город своей студенческой юности он приехал не один. Во время богослужения он поблагодарил за служение отца Иосифа Павилониса и представил нового настоятеля отца Павла Одиньша и викарного отца Стефана Катинеля.

Несмотря на экономический кризис в стране, новый настоятель взялся за преображение внутреннего убранства церкви. Стулья, стоявшие в молитвенном зале, были заменены на церковные лавки. Был установлен новый, так называемый, послесоборный алтарь, приобретена и установлена новая звукоусилительная аппаратура. А главное, наконец-то был сделан косметический ремонт в храме, который не проводился 25 лет.

В 1993 году настоятель организовал паломничество на автобусах в Латвию на встречу с Папой Иоанном Павлом II. Могли записаться все желающие. 180 человек в возрасте от 8 до 80 лет воочию могли увидеть Папу и молиться вместе с Ним.

Александр Шикер






СТАТИСТИКА

ХРАМЫ

ПОДВИЖНИКИ







All rights reserved. Copyright © 2003
Hosting & Design by SilverWeb