История, Организации, Святые
Католики в Санкт-Петербурге
Статистика, Храмы, Подвижники



ИСТОРИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

СВЯТЫЕ








Высшая Духовная Семинария
"Мария - Царица Апостолов"

В 1800 году указом императора Павла I в Санкт-Петербурге при церкви святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте была открыта иезуитская коллегия св.Павла. Именно при ней, вероятно тайно, с 1801 года действовала Духовная семинария, прекратившая свое существование вместе с трагической гибелью ее основателя и генерала Общества Иисуса о.Гавриила Грубера, сгоревшего в ночь с 25 на 26 марта 1805 года в только что построенном доме иезуитов на Екатерининском канале.

В 1842 году столицу Российской империи, по ходатайству министра внутренних дел Петровского, согласно высочайшему повелению, из Вильно была перенесена Римско-католическая Духовная Академия. Тем самым правительство старалось оградить будущих церковнослужителей от неблагоприятной политической атмосферы, возникшей после польского восстания 1831 года. Годом позже, после переговоров могилевского архиепископа Игнатия Певловского с имперскими властями, три небольших семинарии в Могилеве, Краславе и Белостоке, в которых обучалось в общей сложности 26 будущих священнослужителей для могилевской митрополии, были объединены в одно учебное заведение. Учрежденная императорским указом от 30 октября 1843 года семинария была расположена в Минске, где по мнению властей духовенство было "меньше заражено фанатизмом". В новообразованной семинарии обучалось 55 воспитанников из могилевской и минской епархий, а воспитательско-педагогический коллектив состоял из 13 человек. Следует отметить, что помимо Минско-Могилевской семинарии в Российской империи существовали также семинарии в Тельшах, в которой обучалось, как и в Минске, 55 клириков (1841 г.), в Вильно - 40 клириков (1843 г.), в Житомире - 18 клириков (1843 г.), в Каменец-Подольске - 18 клириков (1843 г.). В целом на территории империи в 1843 г. получали духовное образование 186 семинаристов.

С 1849 года резиденция могилевского митрополита, по желанию императора, была перенесена в Санкт-Петербург, что подтвердил Папа Пий IX своим бреве "Еx parte inperiali" от 14 ноября 1873 года.

После подавления очередного польского восстания в 1864 году, Католическая Церковь впала в немилость, так как духовенство не редко выступало на стороне повстанцев. В результате этого в 1866 году указом императора Александра II была упразднена Каменец-Подольская епархия, а в 1869 году Минская епархия. Судьбу последней разделила и Минско-Могилевская семинария. В связи со сложившейся ситуацией могилевские архиепископы неоднократно ходатайствовали об открытии собственной семинарии. Временный администратор могилевской епархии прелат Ежи Ивашкевич в своем письме в Министерство внутренних дел от 8 февраля 1872 года писал, что "в Могилевской архиепархии уже в течение семи лет не было рукоположений во священники, в то время как 95 священнослужителей умерло, многие священники больны или находятся в престарелом возрасте, однако вынуждены продолжать трудиться, поскольку нет преемников".

Через несколько месяцев министр внутренних дел Тимашев и директор Департамента иностранных вероисповеданий Сиверс в своем письме к только что назначенному могилевскому митрополиту Антонию Фиалковскому признали то, что действительно существует необходимость открыть в Санкт-Петербурге семинарию, с тем, чтобы ее воспитанники хорошо овладели и русским языком, и русской культурой. Казалось бы, все складывалось как нельзя кстати. Однако еще в течении 7 лет стороны не могли придти к согласию о месте размещения семинарии - архиепископ был не согласен с предложением разместить семинарию в Петербурге в здании рядом с Духовной Академией и предлагал разместить ее в Краславе, не было единого мнения по количеству студентов - власти предлагали 15, архиепископ 45, так же долго не могли придти к единому мнению о преподавании студентам русского языка и русской литературы. Дело в том, что в желании ввести эти предметы в семинарский курс церковноначалие видело попытку русификации, на 80% состоящей из поляков, Католической Церкви в Российской империи.

Согласие было достигнуто, после того как в 1879 году Министерство внутренних дел предложило митрополиту приобрести, дом № 37 на Екатерингофском проспекте, для размещения в нем католической семинарии. В течение года, на сумму в восемьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят рублей, были произведены работы по обустройству здания в качестве нового учебного заведения религиозно-воспитательного характера. Стороны пришли к согласию и основания, на которых было решено устроить эту архиепархиальную семинарию, заключались в следующем:
1.Курс пятилетний.
2.Сведения поступающих - не менее четырех классов классической гимназии.
3.При проверочных испытаниях во время приема, а также при переходных и выпускных экзаменах из предметов общеобразовательных присутствует Окружной Инспектор Учебного Округа.
4.При Ректорате Совет на половину из духовных, на половину из светских преподавателей.
5.Все должностные лица назначаются и увольняются с утверждения Министра.
6.Кроме предметов богословских, языков: русского, французского, немецкого и латинского и отечественной истории, вводятся в преподавание:
   а) греческий язык;
   б) краткий курс законоведения;
7.Программы общеобразовательных предметов утверждаются Министром; по соглашению с Епископом, применительно к гимназическому курсу и к особенностям духовно-учебного заведения.
8. Число казеннокоштных воспитанников - 40.
9. Содержание Семинарии, считая двадцать одну тысячу рублей в год из специальных источников.

16 июня 1879 г министр внутренних дел Маков утвердил статут Архиепархиальной римско-католической Духовной семинарии. После завершения ремонтно-строительных работ, 10 октября 1879 г. митрополит Антоний Фиалковский, в присутствии высоких гостей, в частности министра Макова, сенатора Мартынова и директора Департамента иностранных вероисповеданий Маслова, освятил семинарскую часовню. На первый курс новой семинарии было зачислено двенадцать студентов, среди которых был петербуржец Антоний Малецкий, будущий епископ и Апостольский Администратор Ленинграда. В своей речи, произнесенной по-латыни, взволнованный митрополит говорил: "Большое торжество празднуется сегодня в этом доме и чрезвычайно радуются все верные католики, ибо сегодня открывается долгое время не существовавшая Могилевская Архиепархиальная семинария, эта школа добродетели и науки для духовного юношества. Да благословит Всемогущий Бог новое дело сие. Ибо без Его благословения нет ничего прочного, ничего полезного, ничего священного (...) Я же, восьмидесятитрехлетний старец, пятидесятишестилетний труженик в Винограднике Христовом, (...) не могу один приносить добрых, от трудов исходящих плодов (...) и ныне, когда я это произношу, сипы меня оставляют (...)". В этом нет ничего удивительного, т.к. в течении долгих лет в архиепархии не было совершено ни одного рукоположения, а умерло за это время около 150 священников.

Пятилетний курс обучения был построен так, что в течение первых двух лет учеба носила общеобразовательный характер, а три последующих года были посвящены исключительно теологическим наукам. Лекции по философии были довольно краткими - только два часа в неделю на первом курсе и три часа - на втором. Латинский язык изучался на первом и втором курсе, по шесть и по пять часов в неделю. Наибольшее внимание уделялось изучению Священного Писания, догматическому и нравственному богословию, а именно - по четыре часа в неделю в течение трех лет. Среди пятнадцати преподавателей Семинарии было семь лиц духовного звания.

В течение первых 22 лет своего существования Митрополитальная Духовная семинария размещалась на Екатерингофском проспекте, в доме № 49, а начиная с 1902 года на улице Первой роты Измайловского полка в доме № 11. В 1913 года рассматривалась возможность строительства нового здания для семинарии. I Мировая война и революция воспрепятствовали реализации этих планов.

В архиве духовных дел Департамента иностранных исповеданий сохранились все списки кандидатов, принимаемых в семинарию за период с 1879 г. по 1916 г., т.е. за 37 учебных лет. В процедуре приема учащихся главный акцент ставился на экзамены по русскому языку, географии и истории России. До наших дней сохранились протоколы этих экзаменов, посылаемые представителем Петербургского учебного округа в указанный департамент. Только те кандидаты, которые сдали эти экзамены с положительной оценкой, могли ходатайствовать, при содействии ректора и митрополита, о получении согласия директора упомянутого департамента на зачисление их в семинарию. В петербургскую семинарию принимались кандидаты из разных губерний Империи, а иногда даже из Царства Польского. По национальности это были поляки, литовцы, латыши, белорусы и русские. За означенный период, начиная с первого набора (1879 г.) и до последнего (1916/17 г.) семинария приняла в свои стены 997 кандидатов. По данным на 1917 год в семинарии обучалось 165 воспитанников. Сколько из них стало священниками? Вероятнее всего в общей сложности было рукоположено около 800 человек. Выпускники Духовной семинарии трудились во всех уголках необъятных просторов Российской империи.

В 1918 году Митрополитальная Духовная семинария была закрыта, ее здание "временно" отобрано для размещения красноармейского госпиталя, а впоследствии, как водится, не возвращено. Уже в 1919 году в Могилевской архиепархии ощущался острый недостаток священнослужителей - вместе с митрополитом Эдуардом Роппом из страны было изгнано 68 священников, некоторые были заключены в тюрьму, иные не вернулись из-за границы. С каждым последующим годом ситуация становилась хуже. В итоге, было принято решение об открытии тайной семинарии. По поручению администратора Могилевской архиепархии архиепископа Иоанна Цепляка, ее организовал священник Антоний Малецкий, ставший ее ректором. Занятия проводились в здании больничного корпуса бывшей семинарии. В ней обучалось 10 воспитанников, официально работавших в государственных учереждениях. Несмотря на конспиративный характер учебного заведения, о чем пишет в письме стац-секретарю Ватикана кардиналу Гаспарри архиепископ Цепляк, в Справочнике (схематизме) Могилевской архиепархии за 1923 год, напечатанном в типографии "Красный Агитатор" тиражом 500 экземпляров, давалась не только информация об этом учебном заведении, но и персональный состав ее руководства. Ее инспектором был о.Павел Ходневич, духовным отцом о.Антоний Василевский, управляющим о.Лукиан Хвецько, среди преподавателей был о.Константин Будкевич. Все они некогда преподавали в Архиепархиальной семинарии.

В марте 1923 года архиепископ Иоанн Цепляк и еще 14 петроградских священников, среди них и ректор семинарии Антоний Малецкий, были арестованы. Им было выдвинуто обвинение в контрреволюционной деятельности, которая была выражена в противодействии декретам о национализации церковного имущества. После нескольких дней разбирательства архиепископ Иоанн и о.Константин Будкевич были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу, остальные к тюремному заключению от трех до десяти лет. Вскоре, в следствии многочисленных протестов из-за границы, высшая мера архиепископу была заменена на десять лет тюремного заключения, а через год он выехал из СССР по обмену на польских коммунистов.

После ареста священников и закрытия храмов, занятия семинарии были перенесены на квартиру ее нового ректора о.Михаила Рутковского. Однако и он был вскоре арестован. Большинство семинаристов в 1923-24 годах выехало в Польшу, только двое Юлиан Цимашкевич и Болеслав Юревич окончили курс и были тайно рукоположены в апреле 1926 года, единственным католическим епископом в СССР, 77-летним Антонием Церром, с 1902 года живущим на покое в поселке Зельц, недалеко от Одессы. Священник Юлиан был практически сразу арестован в Москве, а о.Болеслав в течении двух лет являлся настоятелем трех петербургских церквей, но в октябре 1929 года был так же арестован. Оба священника были расстреляны.

В мае 1926 года находящийся в СССР посланник Ватикана епископ Мишель д`Эрбини встретился с председателем комиссии по религиозным делам при Наркомюсте Смидовичем, одним из результатов беседы было устное согласие на открытие в Одессе богословских курсов для подготовки священников. Стоит сказать, что именно в Одессу в 1918 году была переведена Саратовская Духовная семинария, которая действовала до 1924 года. 24 октября, для преподавательской деятельности в будущей семинарии, в Одессу прибыли двое священников из Общества Иисуса о.Йозеф Швайгль и о.Йозеф Ледит (из Австрии и Канады). Видимо в дальнейшем планы церковноначалия и советского правительства изменились, потому что вскоре иезуиты, получив право преподавать в ленинградских ВУЗах, прибыли 3 ноября в город на Неве. Здесь, уже в октябре, тайно поставленный епископом в августе 1926 года и назначенный Апостольским Администратором Ленинграда, Антоний Малецкий и священник Доминик Иванов-Столбнский предприняли очередную попытку организации конспиративной семинарии. С помощью австрийского посольства в Ленинград были доставлены учебники и богословская литература, по всей стране были подобраны слушатели. На заседании курии было принято решение, до официального разрешения властей, разместить семинарию, под видом сдачи в наем излишков жилой площади, на квартире священника Антония Василевского (Невский пр. 32/34 кв. 92/2) и начать занятия с ноября. Однако, иезуиты, остановившиеся в церкви Французской Божией Матери, в которой они совершали богослужения, были высланы из страны уже через несколько дней - за нарушение запрета на занятие религиозной деятельностью иностранными поданными. Впрочем, семинария продолжила свое существование.

Программа занятий была напряженной: немецкий язык преподавал сам епископ Антоний Малецкий, катехизис и Священное Писание о.Антоний Василевский, латинский язык и философию о.Доминик Иванов-Столбнский, историю, польский язык и литургику о.Станислав Пржирембель, литовский язык о.Августин Процкетис. Занятия проводились вечером, так как официально семинаристы работали или учились в государственных учереждениях. То ли по причине высоких требований к студентам, то ли из-за проблем с официальным признанием семинарии часть семинаристов покинула заведение, не проучившись и месяца. В семинарии осталось шесть воспитанников. Впрочем, жизнь ее была недолгой. Она прекратила свое существование в ночь на 14 января 1927 года, после того как в квартире ее ректора священника Антония Василевского был произведен обыск. В итоге ГПУ арестовало о.Антония и всех семинаристов, двое из которых, староста Казимир Тысовский и Донат Воронко, были приговорены к 5 годам лагерей на Соловках, по обвинению в шпионаже в пользу иностранных государств, привлеченный к делу о.Павел Хомич был осужден на 10 лет лагерей, а двенадцать мирян, проходивших по делу, были отправлены в ссылку.

Вскоре, после своего возвращения из ссылки в Архангельске осенью 1928 года, епископ Антоний предпринял еще одну попытку организации семинарии. В ней по вечерам учились 4 человека, воспитанники владыки: Лев (Леон) Буйновский, Каетан (Константин) Шиккер, Иосиф Межицкий и Иван (Казимир) Ляус. Днем они работали, а по вечерам слушали лекции, на квартире владыки, которые читали петербургские священники. Гомилетику, латинский и французский языки преподавал Жан Амодрю, Теофилис Матулянис - литургику, сам епископ Антоний читал Священное Писание, апологетику и историю Церкви, духовным отцом семинаристов был о.Мечислав Шавдзинис. Однако весной 1930 года семинаристы были арестованы по обвинению в организации национал-щовинистической католической польской молодежной организации и приговорены к трем годам лагерей. Однако рукоположение во священники в Ленинграде все же состоялось. Двое воспитанников тайной семинарии в Киеве Юзеф Ковальский и Анджей Рыбалтовский были тайно рукоположены 4 декабря 1928 года епископом Антонием Малецким. Через год они были арестованы на Украине. Священник Ковальский был расстрелян, а о.Рыбалтовский сослан в Сибирь.

Следующее рукоположение в городе святого Петра состоялось лишь через 64 года. 19 мая 1993 года Апостольский Администратор католиков Европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в церкви Матери Божией Лурдской рукоположил во священники диакона Ромуальда Лешека Шакаля, OFM. В том же 1993 году 29 июня архиепископ Тадеуш Кондрусевич подписал декрет об основании в Москве Высшей Духовной семинарии "Мария - Царица Апостолов". Ее ректором был назначен о.Бернардо Антонини. Через некоторое время о.Бернардо отправился в Рим и во время аудиенции у Папы Иоанна Павла II вручил ему декрет об основании семинарии. Благословив деятельность нового учебного заведения, Папа передал в подарок семинарии богослужебные принадлежности из своей личной ризницы. Высшая Духовная Семинария была открыта 1 сентября 1993 года торжественной мессой, во время которой архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал: "Семинария - сердце епархии, и сегодня это сердце начало биться". На первый курс было зачислено 18 семинаристов из России, Белоруссии и Казахстана. Семинария не имела собственного здания, семинаристы и воспитатели жили в квартире на Малой Басманной улице, а на занятия ездили в храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, часть помещений которого была возвращена верующим.

Весной 1995 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак принял решение о возвращении Церкви здания католической духовной семинарии и кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. Возвращение проходило поэтапно, но уже к осени на части последнего этажа дома №11 на 1-ой Красноармейской улице были оборудованы учебные аудитории и места для проживания 50 семинаристов и 6 воспитателей. В начале октября 1995 года семинария переехала в Петербург, а уже 16 октября начался учебный год. Официальное открытие семинарии в городе святого Петра состоялось через несколько месяцев - 10 декабря на торжественной мессе в церкви Лурдской Божией Матери, которую, в сослужении многочисленного духовенства, совершили архиепископы Джон Буковски и Тадеуш Кондрусевич, епископы Йозеф Верт и Ян Павел Ленга.

Первое рукоположение во священники выпускников Санкт-петербургской Высшей Духовной семинарии Геннадия Рабиханукаева, Сергея Тимашова и Владимира Тимошенко было совершено архиепископом Тадеушом Кондрусевичем в торжество Сошествия Святого Духа 23 мая 1999 года в соборе Успения Пресвятой Девы Марии. В торжественной мессе, кроме владыки Тадеуша приняли участие префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Акилле Сильвестрини, Апостольский нунций в России архиепископ Джон Буковски и епископ Клеменс Пиккель. Торжественное богослужение, длившееся более четырех часов, транслировалось на весь мир итальянским телеканалом "Телепаче", благодаря этому его от начала до конца смотрел Папа Иоанн Павел II. В своем слове во время рукоположения архиепископ Кондрусевич сказал: "Вот и пришел тот день, ради которого и существует семинария. Будут новые рукоположения, но это первое, которое никогда не повториться. Это великий праздник семинарии и всей Церкви в России - событие исторической важности, свидетельствующие о духовном возрождении страны".

Неопресвиторы и Папа
Неопресвиторы и Папа

Осенью 1999 года, получив титул Апостольского Протонатария, о.Бернардо Антонини был назначен главой Комиссии Великого Юбилея при Конференции Католических епископов России, а несколькими месяцами позже новым рекотором Санкт-петербургской Высшей Духовной семинарии стал монсеньер Антоний Гей. С 2000 года семинария является филиалом Папского Латеранского университета.

Михаил Фатеев






СТАТИСТИКА

ХРАМЫ

ПОДВИЖНИКИ







All rights reserved. Copyright © 2003
Hosting & Design by SilverWeb